Технический Бюллетень №71
Интеллигентный сенсор
В заказ наряде, в разделе «Причина обращения», со слов клиента было написано так: «На панели приборов – новогодняя ёлка, при движении автомобиль дёргается». Ну, если это новогодняя ёлка (фото 1), то я – Дед Мороз.
Фото 1 - индикатор Service Engine Soon
Одна единственная горящая лампочка «Service Engine Soon», согласитесь, это ещё не гирлянда. Кстати говоря, наличие на приборке такого индикатора (аналог всем известного Check Engine) обычно говорит о принадлежности автомобиля к американскому рынку. О каком автомобиле идёт речь? Это BMW525i, в кузове E60, 2005 года выпуска. Правда, БМВ не совсем простая, а от тюнингового ателье «Hamann» (фото 2).
Фото 2 - BMW525i, но не простая, а от "Hamann"
Хотя, возможен и такой вариант – от ателье тут только одна эмблема. Дёшево и сердито. Впрочем, нас эти «понты» вообще не колышат, наше дело - поставить диагноз. А ещё лучше – вылечить.
Подключаем к диагностическому разъёму «Autologic», связываемся с двигателем (экран 1). Нажатие на клавишу «Fault Codes» приводит к появлению следующей информации (экран 2).
Экран 1 - Функциональное Меню Двигателя
Экран 2 - коды неисправностей
Первый код 299А стоит явно особняком и если это не случайность, то работать с ним придётся долго и упорно. Поэтому пока оставим его в покое. А вот с оставшимися тремя кодами мы попробуем разобраться без промедления. Для такого необузданного оптимизма есть как минимум две веские причины. Во первых, все три кода относятся к шине данных BSD. А во-вторых, как показывает наша практика, эти коды обычно, являются следствием какой-то одной проблемы. Итак, поехали.
Что такое линия BSD? Это однопроводная цифровая шина последовательной передачи данных, относящаяся к классу локальных (LIN). Инженеры БМВ дали ей обозначение BSD, т.е. Bit Serial Data. В общем случае, на кузовах Е60 с бензиновыми двигателями эта шина используется для коммуникации блока DME со следующими компонентами: генератор, датчик IBS и датчик уровня/качества масла. Все перечисленные компоненты на шине соединены параллельно. Поэтому обычно неисправность любого из них приводит к полной потере работоспособности шины. О чём в данном случае и свидетельствует код 281С. Кстати говоря, основная функция генератора при этом сохраняется, т.е. зарядка, хотя и по неоптимальному алгоритму, но всё же осуществляется (экран 3).
Экран 3 - зарядка есть
Идём далее. Поскольку на нашей «пятёрке» установлен двигатель М54 (фото 3), один компонент мы можем сразу же исключить. А именно – датчик качества масла. Его здесь просто нет.
Фото 3 - старый добрый М54
Данный датчик является прерогативой двигателей только с литерой N (N42, N52 и т.п.). Поэтому количество неизвестных в задачке сокращается до двух. Нужно просто выяснить, какой из фигурирующих на экране 2 компонентов (т.е. генератор, или датчик IBS) «сажает» шину. Начнём с первого. Отсоединяем разъём с генератора (фото 4), запускаем двигатель, удаляем коды ошибок, однако ничего не меняется, коды по-прежнему те же самые, что и на экране 2.
Фото 4 - отключаем разъём генератора
Значит, генератор здесь ни при чём. О.К., одеваем его разъём на место, открываем багажник и устремляем всепроникающий взор на аккумулятор. А точнее, на провод, подсоединённый к его минусовой клемме. Именно в этот провод и встроен IBS, Intelligent Battery Sensor – датчик, отвечающий за мониторинг работы АКБ с точки зрения протекающих по ней токов заряда и разряда, температуры и напряжения (фото 5). Отсоединяем один из его разъёмов, а именно тот, к которому подводится провод BSD-линии (фото 6).
Фото 5 - Intelligent Battery Sensor ...
Фото 6 - ... больше не мешает
Включаем зажигание, удаляем коды, запускаем двигатель. А вот так гораздо лучше – ошибки, связанные с отсутствием сигнала генератора и неисправностью линии BSD «ушли», остались только коды по шине CAN и по датчику IBS (экран 4).
Экран 4 - осталось два кода
То есть, собственно шина заработала, а причиной всех проблем является «интеллигентный сенсор». Правда, прежде чем его окончательно приговорить, мы убеждаемся в том, что на него поступает напряжение питания, а также сигнал Wake Up (по сути, это напряжение от клеммы 15 замка зажигания), но это само-собой разумеющиеся вещи.
Заказываем новый датчик (если быть точнее – массовый провод с датчиком в сборе), а пока он к нам едет, занимаемся тем самым отложенным до поры кодом 299А «CAN Fault Management EGS». В данном бюллетене этой темы я касаться не буду, это, что называется, отдельная песня. Скажу только, что проблему удалось решить, свидетельством чему является экран 5. Как хорошо видно, в памяти блока DME остался всего один код, обусловленный тем, что IBS отключен.
Экран 5 - остался один код
В этот раз наш отдел запчастей, всегда работающий быстро и оперативно, прокололся по полной программе. Видимо перед новым годом ребята расслабились. Судите сами: заказанный нами датчик пришёл только через три дня (фото 7 и 8).
Фото 7 и 8 - новый датчик
Но это ещё полбеды. В том виде, в котором он пришёл, устанавливать его бессмысленно. Потому что сейчас в запчасти поставляется модифицированный вариант, который отличается от старого наличием всего одного трёх-пинового разъёма. На автомобили в кузове Е60, выпущенных с конца 2006 года этот датчик «встаёт» без каких либо проблем, поскольку там соответствующим образом изменена проводка. А вот на нашей машине стоит датчик ещё старого образца, с двумя разъёмами. Чтобы имплантировать сюда новый датчик, требуются дополнительные переходники-адаптеры. Безусловно, эти адаптеры компанией БМВ предусмотрены и в запчасти безусловно поставляются. Но вот их-то наши коллеги почему-то не заказали. Сделали они это только после нашей с ними проникновенной беседы. По ходу которой, периодически использовались некоторые известные обороты ненормативной лексики, а также были затронуты важные вопросы общепланетарного масштаба.
И вот, наконец, весь комплект у нас на столе (фото 9). В собранном виде это выглядит так (фото 10).
Фото 9 и 10 - вот такой конструктор ...
Устанавливаем новый датчик вместо старого, подсоединяем разъёмы (фото 11).
Фото 11 - новый датчик на месте
Экран 6 - коды неисправностей отсутствуют
Остаётся только удалить последний код неисправности и убедиться, что он больше не возникает (экран 6). Можно отдавать автомобиль клиенту.
Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
|