Главная Диагностика О компании Обучение загрузка Форум Контакты  
  Технический Бюллетень №81: Рождённый ездить летать не должен

Car Makes

Технические Бюллетени:

17.06.2015
Технический Бюллетень №102: Неровный пульс

09.06.2015
Технический Бюллетень №101: Фарсунка

19.05.2015
Технический Бюллетень №100: XALWA

28.04.2015
Технический Бюллетень №99: New Tool

20.04.2015
Технический Бюллетень №98: Решето


Открыть все Бюллетени


Технический Бюллетень №81

Рождённый ездить летать не должен
   
   
   Владелец автомобиля Land Rover Freelander 2 (фото 1) приехал к нам с двумя проблемами. Вот как это было задокументировано в заказ-наряде: «Шум и вибрация в диапазоне от 40 до 80 км/час. Уменьшается при повороте налево. Загорается индикатор неисправности трансмиссии».
 
                   
                               Фото 1 - Land Rover Freelander II
 
 
   Насчёт первого симптома всё правильно. А по второй жалобе уточню, что на самом деле, никакого индикатора не загоралось. О том, что трансмиссия неисправна, владельца периодически оповещала соответствующая надпись на информационном дисплее приборной панели (фото 2).
 
                   
                           Фото 2 - сообщение на информационном дисплее
 
 
   Но, как говорится, хрен редьки не слаще. Как вы понимаете, просто так, без причины, такие надписи не появляются. В общем, есть повод для посещения автосервиса.
   Работу с этим автомобилем начали наши коллеги механики. Они вывесили его на подъёмнике и «прокатились», прослушивая шумы в различных точках трансмиссии. В результате этой поездки «по воздуху» источник беспокоившего владельца машины шума был локализован. Им, как и предполагалось, оказался ступичный подшипник переднего левого колеса. После того, как автомобиль вновь обрёл под колёсами твёрдую почву и переехал на участок диагностики, обнаружился и ещё один, побочный результат этого «полёта». Он проявился в том, что система адаптации к профилю и качеству покрытия, или, по-нашему, система Terrain Response, «ушла» в аварийный режим, а точнее – просто отказалась работать. Индикаторы выбора типа поверхности перестали включаться при любом положении шайбы-селектора (фото 3).
 
                   
                               Фото 3 - индикаторы системы Terrain Response не светятся
 
   Ну что же, семь бед – один ответ. Нужно подключать сканер. «Autologic» опросил все имеющиеся на автомобиле электронные системы и выдал вот такой первичный результат (экраны 1 и 2).
 
                   
 
 
                                    
                           Экраны 1 и 2 - обнаруженные коды неисправностей
 
 
   Ну, всякие там кузовные штучки-дрючки нас сейчас не интересуют, так что модуль ВСМ (Body Control Module) мы оставим в покое. Так же, как и другие блоки, сидящие на шине комфорта - DDM (экран 1), PDM и ICM (экран 2). Ведь клиент диагностику данных систем не заказывал. А вот то, что на экране 1 «засветились» ещё три участника высокоскоростной шины CAN, конечно не случайность. Ведь именно эти блоки и отвечают за работу противо-буксовочной системы, системы адаптации к профилю и качеству покрытия, и системы блокировки заднего дифференциала.
   Первым делом, необходимо разобраться с неожиданным и весьма малоприятным фактом ухода «в отключку» системы Terrain Response. Ведь, когда автомобиль принимал мастер-приёмщик, она работала! А мы, стало быть, её благополучно сломали. В памяти блока АТСМ, который управляет данной системой, мы находим вот такой код ошибки (экран 3).
 
                   
                         Экран 3 - код неисправности в памяти блока ATCM
 
 
   Расшифровка этого кода говорит о том, что блок АТСМ получает неверные данные от блока ABS. Казалось бы, ничего страшного, да вот только «стереть» этот код из памяти ECU не удаётся. А что у нас с блоком ABS? Там тоже есть ошибка, причём достаточно банальная, по датчику положения руля (экран 4). И этот код также не стирается.
 
                   
                           Экран 4 - код неисправности в памяти блока ABS
 
 
   «Умер» датчик угла поворота руля? Как бы не так – анализ текущих параметров показывает, что он свою функцию исправно выполняет (экраны 5 и 6).
 
                   
 
                   
                       Экраны 5 и 6 - датчик положения руля функционирует нормально 
 
 
    Помочь выйти из этого логического тупика нам помогает небольшая приписка «unexpected operation», сопровождающая код ошибки U0415-94 (экран 3). Что можно перевести примерно, как «непредвиденное функционирование». Ну конечно, в этом и кроется причина! Ведь машина «ехала», вращая колёсами в воздухе. Это и есть «unexpected operation». Стало быть, рождённому ездить, «летать» не престало. Пора вернуться на грешную землю. И сделать так, чтобы всё стало «expected». Проще говоря, нужно просто ещё раз прокатиться, но не «по воздуху», а по земле. Результат не заставляет себя ждать – после тестовой поездки «неудаляемые» коды ошибок стираются с первой же попытки, и система Terrain Response включается. Теперь шайба-селектор вновь позволяет выбрать любой, из предусмотренных производителем режимов (фото 4 и 5).
 
                   
 
 
                   
                        Фото 4 и 5 - теперь система Terrain Response готова к использованию
 
 
    Так, замечательно, привнесённую нами неисправность устранили. Теперь можно приступать собственно к проблеме, с которой к нам обратился клиент. Как я уже упоминал выше, его беспокоит сообщение, которое уже давно и с завидным постоянством высвечивается на информационном дисплее приборной панели (фото 2). Данное сообщение говорит о том, что в трансмиссии имеется неисправность. Ну а поскольку коробка передач на этом автомобиле ручная, а раздаточная коробка не предусмотрена в принципе, то единственным «электронным» устройством в трансмиссии может быть только задний дифференциал. А точнее – его муфта. Которая имеет электронную блокировку, управляемую блоком RDCM. И как мы уже знаем, в памяти этого блока есть ошибка. Вот как она выглядит (экран 7).
 
                   
                         Экран 7 - код в памяти блока RDCM
 
 
   Блок управления жалуется на функционирование гидравлического насоса системы. И на проскальзывание в приводе. Как он определяет это проскальзывание для меня остаётся загадкой. Дело в том, что в отличие от упомянутых выше, данный код легко удаляется из памяти ECU. Но через некоторое время появляется вновь. Но автомобиль-то стоит неподвижно! О каком же проскальзывании может идти речь? Скорее, данная ошибка, регистрируется из-за нехватки давления, создаваемого насосом системы. С такого рода проблемами, мы обычно сталкиваемся на кроссоверах Volvo (см., например, TSB#31). Но здесь почему-то производитель предпочёл именно такую формулировку – «actuator slipping». Впрочем, это не самое главное, главное найти причину неисправности.
   Ещё раз поднимаем автомобиль на подъёмнике. Муфта заднего дифференциала здесь практически такая же, как и на упомянутых Volvo – Haldex 3-го поколения (фото 6). А вот, похоже и причина проблемы: хорошо видно, что вся поверхность корпуса муфты сильно замаслена.
 
                   
                           Фото 6 - муфта Haldex третьего поколения
 
 
   Интересно, а внутри-то хоть что-нибудь осталось? Откручиваем пробку, которая служит и для заливки, и для контроля уровня масла (фото 7) и с помощью специального прецизионного измерительного прибора (фото 8) убеждаемся, что его (масла) там либо очень мало, либо, нет вообще.
 
                   
                           Фото 7 - отверстие для заливки и контроля уровня масла
 
                   
                     Фото 8 - для контроля уровня применяется специальный высокоточный измеритель
 
 
   По той простой причине, что «измерительный прибор» оказывается сухим, как осенний лист. С помощью шприца заливаем специальное масло до положенного уровня, закручиваем пробку и снимаем автомобиль с подъёмника. Поначалу это не помогает – код ошибки 1889 возникает вновь. Видимо, в каналах системы остался воздух. Поступаем так: удаляем ошибку (иначе насос системы просто не включится) и совершаем небольшую поездку. И так несколько раз. Помогает! После «тест-драйва» всё нормализуется, код больше не возникает (экран 8).
 
                   
                         Экран 8 - код больше не возникает
 
 
   Информируем владельца о необходимости замены комплекта уплотнительных колец и периодического контроля уровня масла и отдаём автомобиль. А зря! Буквально через три дня он возвращается. Недооценили мы всей остроты проблемы. Повторный контроль уровня масла в корпусе муфты показывает, что его утечка носит катастрофический характер. То есть, за три дня оно вытекло полностью. Визуально последствия этого тоже хорошо видны (фото 9).
 
                   
                      Фото 9 - когда в системе есть масло, он вытекает очень быстро
 
 
Так что уплотнения надо менять в срочном порядке. Ведь, с учётом стоимости этого «ну очень специального» масла, так и разориться недолго.                                             
                             

Технический эксперт компании «Интерлакен-Рус»
Газетин Сергей.
Car