Audi Q7 – гость на нашей СТО
нечастый. К тому же ещё и дизельный. Ну и год выпуска тоже немного напрягает –
2009. Почему владелец практически нового автомобиля обращается не к дилеру, а в
независимый техцентр? Вопрос конечно интересный. Но он не лежит в сфере нашей
компетенции. Наша задача – найти причину неисправности. А точнее – причину, по
которой на панели приборов загорелась лампочка «Check Engine». Ибо клиента волнует
именно это. Тем более, что в нашем сервисе есть сканер Автолоджик с софтом для автомобилей VAG, программа которого полностью аналогичен сканерам в дилерских центрах.
Подключаем
к диагностическому разъёму сканер. Мы можем выбрать автомобиль вручную,
но проще всего выполнить автоматический поиск. Для этого выбираем режим Automatic Detection (экран
1) – дальше сканер автоматически определяет марку, год выпуска и т.п. (экран
2). Устанавливаем связь с блоком управления двигателем. В памяти блока имеется код, который говорит о
том, что неисправен датчик положения воздушных заслонок впускного коллектора,
причём неисправность носит механический характер (экран 3). Это уже интересно.
Датчик, как известно – устройство электрическое (а иногда даже электронное), а
неисправность – механическая. Посмотрим, как это уживается друг с другом.
Дисплей 1 : Меню выбора автомобилей
Дисплей 2 : Идентификация Автомобиля
Дисплей 3 : Код Отказа
Небольшое отступление. На данном двигателе
(3.0 TDI CASA)
установлены два электрических сервопривода (актюатора) воздушных заслонок, по
одному на левый и правый блоки цилиндров (фото 1). Блок жалуется на датчик правого
актюатора. Напомню, что «правая» и «левая» сторона двигателя определяется, если
смотреть на двигатель из салона. Внимательно осматриваем правый сервопривод. И
практически сразу находим проблему. Дело в том, что привод связан с осью
воздушных заслонок небольшой стальной тягой с пластиковыми наконечниками. Так
вот, у правого блока на шток актюатора эта тяга одета, а вот на ось воздушных
заслонок – нет! Вот теперь понятно, что имелось в виду под термином
«механическая неисправность».
Фото 1 : Моторный Отсек
Фото 2 : Сервопривод и тяга
Устанавливаем
тягу на место, но держится она явно слабовато, очевидно, что долго не
продержится. Очевидно, в пластиковом наконечнике тяги имеется выработка. Нужна
бы новая тяга, но в запчасти она не поставляется. Тогда пробуем
«рабоче-крестьянский» вариант – меняем тяги местами. По ощущениям, вроде бы всё
встало достаточно плотно, слететь не должно. Вот только несколько смущает информация
в «Эльзе» с указаниями о том, что ничего нельзя разбирать, меняется всё в сборе
и т.д. и т.п. Предположим, тяги незначительно, на сотые доли миллиметра,
различаются по длине. Но ведь они и на конвейер поступают тоже с таким же
технологическим разбросом. Значит, это обстоятельство должно учитываться, а
следовательно можно заново откалибровать сервоприводы воздушных заслонок,
проведя процедуру Basic Setting.
Для калибровки правого актюатора используется группа 55, для калибровки левого
актюатора – группа 44. Входим в меню функций, выбираем Basic Setting, вводим число 55
(экран 4). Затем нажимаем клавишу Toggle Basic Setting и процедура активируется.
Появляется указание нажать и удерживать педаль тормоза, а затем полностью
нажать на педаль газа. Частота вращения к.в. двигателя увеличивается примерно до
2800 об/мин. и блок начинает попеременно открывать (экран 5) и закрывать
воздушные заслонки (экран 6), измеряя и запоминая необходимые значения с
датчиков. Однако, после окончания данной процедуры, мы не видим ожидаемой надписи
об окончании теста. Подождав ещё несколько десятков секунд, отпускаем педаль
газа и во второй строке появляется символ ERROR (экран 7). Пробуем провести процедуру ещё и ещё раз, делаем
то же самое с левым сервоприводом, наконец подключаем дилерский прибор VAS-5052 – ничего не
помогает. Это странно, потому что на подобных двигателях с индексами BUG и
BUN эта процедура
проходила «на ура».
Дисплей 4 : Базовые Установки, Начало
Дисплей 5 : Базовые Установки 2
Дисплей 6 : Базовые Установки 3
Дисплей 7 : Базовые Установки - Ошибка
Утешает одно обстоятельство – никакой ошибки
в памяти контроллера не записывается. Даже после пробной поездки (экран 8). Интуиция
подсказывает, что в принципе, можно на эту калибровку «забить». Для очистки
совести делаем «звонок другу» – в дилерский центр Ауди. Он сначала недоумевает
и просит дать ему время для проверки на реальной машине. И вот его вердикт – всё
подтверждается. Согласно самой свежей информации, на этом двигателе всё именно
так и должно быть! В силу неизвестных нам причин, концерн изменил идеологию
калибровки. Теперь достаточно запустить двигатель, «погазовать» как следует или
совершить небольшую поездку – всё происходит автоматически. Ну а сама процедура
Basic Setting теперь служит для
того, чтобы диагност мог увидеть факт открытия и закрытия заслонок, и визуально
проконтролировать соответствующее изменение параметров относительного положения
заслонок и циклового наполнения.
Дисплей 8 : Кодов Ошибок нет.
Технический
эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»
Газетин Сергей.
|